Эстония

История города Йыхви

история города Йыхви (Эстония)

Эстония. Центр Ида-Вирумаа уезда (Ida-Viru maakond).
Северо-восточная Эстония.
Геви, Гевени, Гебе, Йёбе, Геуе, Йеуе, Гева, Йева, Яффве, Гевене, Еви, Йыви, Йохви, Йэвве, Йэве, Йыхви – такие названия носило поселение, из которого образовался город Йыхви.

история города Йыхви (Эстония)Первые люди поселились здесь предположительно, во второй половине 1 тысячелетия нашей эры. К 13 веку, предположительно, здесь находилось довольно большое селение. Развитию поселения благоприятствовало местоположение Йыхви на исконном перекрестке дорог. Отсюда через Ярве и Сака добирались до западных приходов Вирумаа, через Пуру и Кайдма — в Вайка-Уганди, а также к богатому рыбой Чудскому озеру. Тянувшийся вдоль Пюхайыги зимний тракт вел через Вока и Нарву в Новгородское княжество. О бойком товарообмене свидетельствуют найденные на Йыхвиской возвышенности многочисленные доисторические ценности.

Йыхви впервые упоминается в датской оценочной книге 1241 года, как деревня Геви. Исторические сведения о Йыхви в основном связаны с церковью святого Михаила (Михкеля), которая вошла в историю, как церковь-крепость. Во второй половине 13 века Йыхви стал центром церковного прихода, что в значительной мере определило его дальнейшее развитие и значение. В письменном источнике приход упоминается впервые в 1354 году, а церковь — в 1367 году, когда в битве между русскими и немцами она была разрушена. Рядом с церковью находилось поселение, но частые войны препятствовали его развитию.

В 1491 году впервые упоминается усадьба (мыза) Йыхви, хозяином которой был орденский форт Нарвы.
В конце 16 века Эстония переходит под контроль Швеции. история города Йыхви (Эстония)
Во время Северной войны территорию Эстонии занимают русские войска, и по Ништадтскому мирному договору она становится частью Российской империи до 1918 года.

В середине 18 века земли деревни Йыхви стали помещичьими, а крестьян переселили в Пуру и Таммику. К 1782 году лишь трое крестьян и бобылей бывшей деревни оставались прихожанами пастора. Йыхви состоял в то время в основном из обширного комплекса усадебных строений.

В 1782 году произошел важный перелом в развитии Йыхви: пролегавший до тех пор вдоль побережья почтовый тракт между Петербургом и Таллинном сдвинули к югу и он стал проходить через Йыхви. Поскольку в Йыхви начинались также почтовые тракты в направлении Тарту и Риги, Йыхви превратился в важный узловой пункт между Санкт-Петербургом и Западной Европой, и приезжавшие из России или отправлявшиеся туда никак не могли его миновать. В том же году построили и почтовую станцию.

В 1869 году при строительстве Балтийской железной дороги, которая тянулась от Палдиского порта на западе Эстонии, через Таллин, Раквере и Нарву до станции Тосно, была построена Йыхвиская станция (станция Тойла).история города Йыхви (Эстония)

С 1870 по 1876 год Йыхви становится крупным транзитно-перевалочным пунктом. Поскольку железной дороги до Тарту не существовало до 1876 года, все грузы из Петербурга до Тарту отправлялись гужевым транспортом.
После февральской революции Йыхви добился административного самоопределения и отделения от волости. Большинство жителей предложили и вовсе ходатайствовать о получении статуса города. На созванном народном собрании 777 имевших право голоса йыхвисцев поддержали название „город” и только четверо – „поселок”. Соответствующее предложение сделали Вируской уездной земской управе. Созванное Вируское уездное собрание сочло ходатайство о правах города слишком сложным и долгим процессом и решило назвать Йыхви поначалу поселком. Административные границы населенного пункта тогда не установили. Число жителей Йыхви на тот момент составляло 1300 человек.история города Йыхви (Эстония)

Во время первой мировой войны после боев на подступах к Йыхви и Сомпа с прибывшими сюда из Петрограда красногвардейцами, немецкие войска 1 марта 1918 года заняли Йыхви и продержались здесь до 29 ноября.
С 8 декабря 1918 года по 16 января 1919 года в Йыхви у власти находилась Эстляндская Трудовая Коммуна.
В 1919 году поселок получил официальное наименование Йыхви.

Во время Эстонской республики Йыхви начало развиваться. В 1923 году была построена средняя, в 1929 году — начальная школа, открылось шахтерское училище. Завершилось строительство железнодорожной станции с подъездными путями, погрузочно-разгрузочной платформой и товарным амбаром.
В 1926 году Йыхви был электрифицирован.

1 мая 1938 года Йыхви получил статус города. По переписи населения в нем в это время проживало 2 535 человек.

17 июня 1940 года в городе была установлена Советская власть.
Во время второй мировой войны, 3 августа 1941 года в Йыхви вошли немецкие войска. Город оставался поначалу целым, за исключением некоторых зданий.

3 августа 1943 года в бывшем конфирмационном доме вспыхнул пожар, из-за сильного ветра перекинувшийся на соседние здания. Огонь уничтожил в общем 92 жилых дома и 129 подсобных строений, то есть почти треть Йыхви. Бомбардировка Советской армией, во время наступления, повлекла новые разрушения, но наибольший урон городу нанесли немцы в ходе своего отступления вечером и ночью 18 сентября 1944 года: они взорвали здание вокзала, среднюю школу, мызу, пиво-водочный завод, подожгли жилые дома около железнодорожной станции. В день вступления советской армии в город 19 сентября в городе из 350-ти домов осталось лишь 100.история города Йыхви (Эстония)

В 1948 году возле города была построена шахта (действовала до 1973 года). В связи с интенсивной разработкой горючих сланцев в послевоенный период город начал быстро расти. Население увеличилось в основном за счет приезжих, которые были заняты на добыче и переработке сланца в Йыхви и близлежащем Кохтла-Ярве. Основные строительные работы в послевоенный период выполнялись немецкими военнопленными (1944—1950 годы). Указом Президиума Верховного Совета от 25 февраля 1949 года был образован уезд Йыхвимаа, административным центром которого стал Йыхви.

В 1953 году во время пожара 1953 года выгорел почти весь квартал вокруг Йыхвиской библиотеки.
Сразу после войны приступили к разработке программы целостного сланцевого района. Планировали объединить все городские поселения этого региона в единое административное целое. Претворять в жизнь это начали лишь в 1959 году, когда поселки Кукрузе и Кохтла присоединили к Кохтла-Ярве. Постановлением Президиума Верховного Совета от 14 октября 1960 года «О создании единого административного центра на территории сланцевого бассейна Эстонской ССР» города Йыхви и Ахтме и рабочий поселок Сомпа объединили с городом Кохтла-Ярве.

В 1960 году началось строительство Йыхвиского микрорайона (архитекторы И. Яагус и П. Аарман). В 70-е годы были построены пятиэтажные здания по улице 21 июня (Нарвское шоссе).история города Йыхви (Эстония)

Восстановление прав города встало на повестку дня в 1989 году, и ускорило этот процесс принятое 24 июля 1989 года Верховным Советом ЭССР решение о проведении административной реформы. 23 августа 1991 года Верховный Совет Эстонской Республики аннулировал постановление от 14 октября в части города Йыхви. Это означало восстановление города Йыхви как административной единицы первой ступени в составе Ида-Вируского уезда. 17 июня 1992 года Президиум Верховного Совета Эстонской Республики своим указом утвердил статус самоуправления Йыхви.

Легенда о возникновении города Йыхви.

В легенде говорится, что примерно во второй трети 12 века в Эстонии произошло сильное землетрясение, и замок в Эдизе пришел в негодность. Согласно второму варианту легенды два брата жившие в Эдизеском замке постоянно воевали с соседями, в результате чего замок обветшал и начал разрушаться. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что братьев звали Йохан и Михаэль. В любом случае старший брат решил построить новый замок и начал строительство на том месте, где сейчас находится церковь святого Михаила. Вскоре ему пришлось идти на войну, и строительство замка продолжил его младший брат. Когда старший брат вернулся с войны, то он увидел, что построил младший брат. Построенное ему не понравилось и они поссорились. В порыве ярости старший брат убил младшего. Потом он раскаялся в своем злодеянии и решил вместо замка построить церковь. Себя же приказал похоронить после смерти перед главным входом в церковь, чтобы все люди могли ходить через его земной прах.

Перед главным церковным входом, под мостовой, действительно со времен католичества находится крест покаяния, на котором должны были стоять те, кто в чем-то провинился перед обществом и церковью и поэтому не имел права приходить на богослужение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *