Россия

Городские ворота Кенигсберга (Калининград)

Кенигсберг был окружен семью бастионными фронтами, т.е. гранями многоугольно крепостного пояса, с включением в них бастионов с соединяющим их земляным валом. Встроенные в вал и вынесенные за его пределы люнеты, кавальеры, редуты и отдельные редюиты должны были стать вспомогательными оборонительными сооружениями. В систему включались также рвы, питаемые водой, оба рукава Прегеля и другие водоемы. Отдельными элементами оборонительного обвода являлись ворота.

Все городские ворота Кенигсберга запирались на ночь и выставлялся караул. Вход в город от заката до рассвета был запрещен. Исключение составляли только врачи и священники.

Сегодня мы поговорим о городских воротах Кенигсберга (Калининград).

5 апреля 1843 года, прусский король Фридрих Вильгельм четвертый, распорядился создать вокруг Кенигсберга Второе вальное укрепление.Разработать проект поручили руководителю инженерного корпуса, генерал-лейтенанту Эрнесту Людвигу фон Астеру.

Людвиг фон Астер, разрабатывая проект Второго вального укрепления города Кенигсберг, учел не только военное назначение ворот, но и эстетическое. Все городские ворота были выполнены в одном из направлений английской неоготики — стиле Тюдор. Отдельное внимание было уделено скульптурам, украшавшим городские ворота.

Строительство городских ворот началось 30 августа 1843 года с закладки Королевских ворот. В этом событии принимал участие сам король Фридрих Вильгельм четвертый. Завершилось строительство освящением Фридландских ворот в 1862 году.городские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
В конце 19 века началось строительство фортового пояса «Ночная перина Кенигсберга», который был вынесен на значительное расстояние от границ города. Второе вальное укрепление города Кенигсберг потеряло свое военное значение.

Указом от 25 августа 1910 года предписывалось исключить из системы укреплений ряд защитных сооружений, в том числе и городские ворота Кенигсберга.

Во время Второй мировой воны, многие городские ворота Кенигсберга (Калининграда), были частично повреждены.

В послевоенные годы городские ворота даже не рассматривались в качестве памятника архитектуры и прозябали в забросе и забвении. Одни ворота были отданы под овощной склад, другие под мастерские. Так продолжалось до 1960 года, когда постановлением Совета Министров РСФСР они таки были объявлены находящимися под охраной государства. Но основное возрождение городских ворот Кенигсберга произошло в 2004 году. Тогда к 750-летию Калининграда были отреставрированы Королевские ворота.

Сейчас городские ворота Калининграда это одна, а вернее семь достопримечательностей города. В некоторых воротах разместились музейные экспозиции, в других уютные кафе.

Королевские ворота

Королевские ворота (нем. Königstor) расположены на пересечении улицы Фрунзе и Литовского вала. Первоначально на этом месте находились Кальтхофские ворота.В 1717 году они были снесены, а во время вхождения Кенигсберга в состав России ворота на этом месте были построены заново русскими инженерами. Эти ворота первоначально назывались Гумбинненскими, так как именно в Гумбиннен (Гусев) вела шедшая через них дорога. В 1811 году ворота были переименованы в Королевские, по названию улицы, на которой они находились (нем. Königstrasse).

Королевские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Королевские ворота 1849 год

В конце первой половины 19 века в Кенигсберге началась модернизация городских укреплений. Тогда старые ворота были снесены, а на их месте были построены новые, сохранившиеся до сих пор. Торжественная закладка новых Королевских ворот состоялась 30 августа 1843 года в присутствии короля Фридриха-Вильгельма 4, а завершилось строительство в 1850 году.

Королевские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
пленные немецкие офицеры
на фоне Королевских ворот,
12 апреля 1945

Королевские ворота Кенигсберга построены в псевдоготическом стиле и внешне напоминают маленький замок. Автор проекта ворот генерал Эрнст Людвиг фон Астер, за художественное оформление фасадов отвечал архитектор Фридрих Август Штюлер, барельефы создал скульптор Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Королевские ворота состоят из одного проезда шириной в 4,5 метра, по бокам от которого расположены казематы. Со стороны города казематы имели окна и двери, а с внешней стороны амбразуры.

Края крыши обрамлены зубцами. По углам здания расположены четыре восьмигранные башенки (на старых рисунках башенки круглые), и еще четыре восьмигранные башенки расположены на высокой центральной части Королевских ворот.

Фасад со стороны города украшают барельефы короля Чехии Оттокара 2 (слева), короля Пруссии Фридриха 1 (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта 1 (справа). Под фигурами размещены их родовые гербы. Выше ниш изображены гербы прусских земель — Замланда и Натангии.
В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а в начале 20 века Королевские ворота были проданы военным министерством городскому управлению.

Королевские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Королевские ворота 1972 год

Позднее, в 20 веке, валы, примыкавшие к воротам по бокам, были срыты, поскольку они мешали возросшему автомобильному движению. Таким образом, ворота стали свободностоящим, островным строением. Теперь они выполняют функцию своеобразной триумфальной арки.
В ходе Великой Отечественной войны, во время бомбардировок города, ворота получили незначительные повреждения.

После войны Королевские ворота использовали в качестве книжного магазина № 6, который закрылся в девяностых годах прошлого века. После Королевские ворота использовали под складское помещение.

В 2004 году начались реставрационные работы, в ходе которых здание Королевских ворот полностью отреставрировали, а барельефам Фридриха 1, герцога Альбрехта 1 и Оттокара 2 были возращены их потерянные головы.

В 2005 году Королевские ворота стали символом празднования 750-летия Калининграда.
10 ноября 2005 года в стену Королевских ворот было вмуровано послание к потомкам — стеклянный футляр с книгой «Город моей мечты». Одна из записей в книге была сделана президентом России Владимиром Путиным 2 июля.

С 2005 года Королевские ворота являются филиалом Музея Мирового океана. Здесь разместилась экспозиция, посвященная посещению Кенигсберга Петром 1.

Королевские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Королевские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Королевские ворота со стороны города главный фасад Королевских ворот
Королевские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Королевские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
барельефы Королевских ворот Королевские ворота с внешней стороны

Росгартенские ворота

Росгартенские ворота (нем. Rossgärter Tor) расположены на пересечении улиц Черняховского (Wrangels) и Александра Невского (Cranzer Allee), рядом с площадью Василевского и Музеем янтаря.
Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.Росгартенские ворота Кенигсберга (Калиниград, Россия) В 1852—1855 годах по проекту директора крепостного строительства Ирфюгельбрехта и инженер-лейтенанта фон Хайля, на месте первых городских ворот, построили новые, более современные. Проект фасада ворот был разработан тайным верховным строительным советником Августом Штюлером, руководителем Технической строительной депутации в Берлине. Штюлер сам проработал проект фасада, придав ему ярко выраженные готические формы. Автор скульптурных украшений — Вильгельм Людвиг Штюрмер.

Росгартенские ворота имеют всего один проезд шириной четыре метра. С обеих сторон по бокам от проезда расположено по три каземата. Таким образом фасад Росгартенских ворот состоит из семи проемов. Со стороны города казематы имеют окна, с внешней стороны города амбразуры. Сверху над фасадом ворот расположен ряд зубцов, разделенный на две половины возвышенной центральной частью. По бокам центральная часть обрамлена двумя высокими восьмигранными башенками. Над въездом расположена наблюдательная площадка, огражденная зубцами. Справа и слева от въезда проходят аркады, состоящие из арок, опирающихся на колонны. По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Шарнхорста и Гнейзенау. С внешней стороны проезд прикрыт блокгаузом, из которого можно вести круговой ружейный и артиллерийской огонь и кордегардией, из амбразур которой можно было вести фронтальный и фланговый огонь. Кордегардия имела распашные ворота. Перед кордегардией — ров, через который перекинут подъемный мост.

После войны Росгартенские ворота были восстановлены и стали использоваться как кафе-ресторан «Солнечный камень».

Росгартенские ворота Кенигсберга (Калиниград, Россия) Росгартенские ворота Кенигсберга (Калиниград, Россия)
Росгартенские ворота с внешней стороны Росгартенские ворота со стороны города
Росгартенские ворота Кенигсберга (Калиниград, Россия) Росгартенские ворота Кенигсберга (Калиниград, Россия) Росгартенские ворота Кенигсберга (Калиниград, Россия)
Росгартенские ворота медальон-портрет Шарнхорста медальон-портрет Гнейзенау

Закхаймские ворота

Закхаймские ворота (нем. Sackheim tor) расположены на пересечении Московского проспекта и улицы Литовский вал. Первые ворота, которые находились на этом месте, были построены в начале 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга.Закхаймские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Сооружение Закхаймских ворот, которое дошло до нашего времени, было построено в середине 19 века.
Ворота имеют один проезд в виде арки, который выполнял функцию контрольно-пропускного пункта при въезде в город.

Здание ворот построено в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. На углах ворот расположены четыре башни: две круглые со стороны города и две восьмигранные с внешней стороны. Со стороны города ворота были украшены барельефами Иоганна Давида Людвига Йорка и Фридриха Вильгельма Бюлова, с внешней стороны — изображением черного орла.

В конце 19 века валовые укрепления утратили свои оборонные функции, а начале 20 века Закхаймские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры, в виде триумфальной арки. Часть казематов была снесена и к воротам были пристроены жилые дома. Через ворота перестал ходить транспорт, который пустили рядом с воротами, срыв при этом значительную часть оборонительного вала.

Во время второй мировой войны ворота не пострадали. После войны ворота стали использоваться под склад, каковую функцию они и выполняли до 2006 года.

В 2006 году началась реставрация ворот. В Закхаймских воротах должно было разместиться федеральное государственное учреждение «Центр стандартизации и метрологии», его лаборатории и небольшой музей, где можно будет увидеть весы и другие старинные измерительные приборы.

На данный момент (апрель 2011), ни каких работ не ведется, а о музее мы можем только мечтать.

Закхаймские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Закхаймские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Закхаймские ворота со стороны города Закхаймские ворота с внешней стороны
Закхаймские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Закхаймские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Закхаймские ворота со стороны города Закхаймские ворота с внешней стороны

Фридландские ворота

На окраине города, недалеко от скотного двора, на выезде с Австрийской улицы (пр. Калинина), и пересечении ее с улицей Шенфлиссераллее (ул Дзержинского), был выстроен вал с воротами, для прикрытия города с юга, у дороги, которая вела в город Фридланд (Правдинск). Фридландские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)

Первое упоминание о Фридландских воротах (нем. Friedländer Tor) относится к 1657 году, именно в этом году Пруссия освободилась от вассальной зависимости со стороны Польши.
Оборонительные сооружения были хорошо оснащенны артиллерией, однако серьезной проверке эти укрепления подверглись лишь в период наполеоновских войн. Попытка французов сходу взять Кенигсберг не удалась, но этот факт является исключением, так как первое вальное кольцо показало свою несостоятельность при наступлении врага. И уже в 1857—1862 годах началось строительство нового второго оборонительного кольца вокруг города. Старые ворота были разобраны и на их месте в 1862 году были выстроены новые, и они были самыми укрепленными в системе второго вального кольца. Фридландские ворота строились под руководством архитектора Ф. А. Штюлера (1800-1865).

Фридландские ворота выполнены в стиле неоготики из красного кирпича разной степени обжига. Из него же сложены стены и декоративные детали. Ворота имели большое количество казематов с окнами и амбразурами. Они имели эскарповую стену (внутренняя стена крепостного вала) с дозорным путем за ней. Эта стена, идет вдоль парка и сохранилась до наших дней. Казематы ворот имели не только ружейные амбразуры, но и пушечные. Ворота имели два проезда с порталами стрельчатого очертания, а порталы имели наличники, повторяющие их формы. Фасадная часть ворот со стороны города расчленена по вертикали пятью контрфорсами, завершающимися на уровне декоративного зубчатого парапета остроконечными двускатными башенками — пинаклями с фиалами. С внешней стороны ворот таких башенок только три. Башенки и зубцы парапета для создания светотени и большей архитектурной выразительности украшены декоративными нишами с многолопастными и двуцентровыми арочками. Под зубчатым парапетом выделяется орнамент из повторяющихся крестов, носящих в старинной архитектуре название безант. Фридландские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)

Со стороны города ворота украшала фигура Фридриха фон Цоллерна, который в начале 15 века был комтуром крепости Бальга. С внешней стороны ворот находится изображение пятнадцатого Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена. Автор скульптур Вильгельм Людвиг Штюрмер (1812-1864). Дата создания скульптур, обнаруженная при реставрации – 1864 год.
В настоящее время скульптуры восстановлены (скульптура Фойхтвангена — в 2005 году, скульптура Цоллерна — в 2008 году).

В начале 20 века, Фридландские ворота хотели снести, но ворота вместе со всем вторым вальным обводом были проданы военным министерством в 1910 году городскому управлению, и их оставили как памятник архитектуры.

После первой мировой войны Фридландские ворота закрываются для транспорта и становятся входными воротами в парк, который создан на месте оборонительных сооружений южного фронта. А дорога на Фридланд (нынешняя улица Дзержинского) стала проходить сбоку от ворот, при этом было снесено часть оборонительного вала.

Во время второй мировой войны Фридландским воротам пришлось стать военным объектом. Наверху до сих пор следы от окопов и ям для артиллерийских орудий. В ходе штурма города 1945 года ворота практически не пострадали. Что нельзя сказать про советский период. В послевоенное время Фридландские ворота пустовали в течение долгого времени, потом в них располагался склад. Уникальные керамические кирпичи неоднократно белились, красились, на крыше ворот прорастали деревья и в итоге ворота разрушались.

В 1988 году Фридландские ворота были переданы парку имени « 40-летия ВЛКСМ» (ныне парк Южный). На пожертвования частных лиц и общественных организаций Фридландские ворота удалось отреставрировать и открыть в них музей Восточной Пруссии.Фридландские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)

При очистке прудов парка были найдены различные предметы, которые и составили первую экспозицию музея. Здесь собрана коллекция оружия 19 — 20 веков, коллекция винных и пивных бутылок, кузнечный и плотницкий инструмент, кирпичи с отпечатками лап животных и клейм мастеров.

Музей во Фридландских воротах основал Александр Георгиевич Новик. Первоначально музей был фактически частным и не имел официального статуса. Только в 2002 году музей был официально создан приказом директора Южного парка.
Сейчас музей «Фридландские ворота» — единственный муниципальный музей Калининграда, экспозиция которого посвящена истории довоенного Кенигсберга.

Постоянные экспозиции музея:
«Город-крепость, город-сад. Виртуальная прогулка по улицам старого Кёнигсберга»: возможность увидеть, каким был город в 1895-1910-х гг., заглянуть в витрины магазинов.
«Кенигсберг первой половины 20 века»: быт горожан первой половины 20 в., привычные вещи в непривычном облике, знаменитые торговые марки.
«Цивилизация начинается с канализации»: история водоснабжения и канализации с древнейших времен по настоящее время.

Фридландские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Фридландские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Фридландские ворота со стороны города Фридландские ворота с внешней стороны
Фридландские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Фридландские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Фридландские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
скульптура Фридриха фон Цоллерна скульптура Зигфрида фон Фойхтвангена музей Фридландских ворот
Фридландские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Фридландские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
музей Фридландских ворот музей Фридландских ворот

Бранденбургские (Берлинские) ворота

Бранденбургские (Берлинские) ворота (нем. Brandenburger Tor) расположены на пересечении улицы Багратиона (Alter Garten) и переулка Южный. городские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Первые городские ворота на этом месте были построены в 1657 году. Предназначались ворота для защиты города на юго-западном участке, и дороги ведущей к замку Бранденбург (ныне пос. Ушаково).

Из-за скудного финансирования, были построены деревянные ворота с крышей, которая упиралась в земляной вал. Для надежности перед воротами был вырыт ров и заполнен водой.

18 веке, по распоряжению прусского короля Фридриха 2, Бранденбургские ворота были снесены, а на их месте, для прикрытия города с юга (ныне улица Суворова), была построена массивная постройка из кирпича. городские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)

Бранденбургские ворота имели два просторных проезда, помещения гарнизона караульных, служебные, подсобные и складские помещения.
В 1843 году были проведены реставрационные работы, здание ворот почти полностью было перестроено. Фронтоны стали остроконечными, с крестообразными цветами из песчаника и стилизованными листьями. На воротах установлены скульптурные портреты фельдмаршала Бойена (1771—1848), военного министра, участника проведения реформ в прусской армии, и генерал-лейтенанта Эрнста фон Астера (1778—1855), шефа инженерного корпуса, одного из авторов Второго вального укрепления.

Бранденбургские ворота — единственные из всех сохранившихся до наших дней Кенигсбергских городских ворот, выполняющие свою прежнюю транспортную функцию. Строение Бранденбургских ворот отреставрировано и охраняется государством как памятник архитектуры.

городские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) городские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Бранденбургские ворота с внешней стороны Бранденбургские ворота со стороны города

Аусфальские ворота

Аусфальские (Пропускные) ворота (нем. Ausfalstor), расположены на пересечении Гвардейского проспекта (Deutschordenring) и улицы Горная.Аусфальские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Первые ворота на месте нынешних были построены в двадцатых годах 17 века в ходе сооружения первого вального укрепления Кенигсберга. В 1866 году Аусфальские воротабыли полностью перестроены в стиле кирпичной готики. В связи с тем, что ворота были предназначены только для пешеходов, и были менее значимы по отношению к остальным городским воротам, то и архитектурное оформление ворот было на порядок беднее, чем остальные городские ворота Кенигсберга. Проектировал новые Аусфальские воротаархитектор Людвиг фон Астер.

Аусфальские ворота имеют только один проезд, к которому с внешней стороны города вела лестница и узкий мост. По бокам от проезда расположены казематы с амбразурами фронтального и флангового огня.Аусфальские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Проезд перекрыт по дуге лучковой аркой, которая украшена наличником с зубцами. Выходящие в ров боковые наружные стены ворот облицованы гранитными плитами. О внешнем виде фасада ворот со стороны города ничего неизвестно, так как фасад ворот засыпан землей, а его фотографии или рисунки не сохранилось. Над проездом расположена боевая платформа с зубчатым парапетом. Ворота с самого начала врезались вал и находились фактически ниже уровня земли.

В конце 19 века вальные укрепления города утратили свои оборонные функции, и в начале 20 века Аусфальские ворота были проданы военным министерством городскому управлению, а единственный проезд ворот был заложен.

Во время второй мировой войны Аусфальские ворота были переоборудованы под пункт управления воинскими частями. Обширные внутренние помещения ворот были разделены на отдельные отсеки бетонными стенами. Проходы между отсеками закрывались герметичными защитными дверьми.

После войны в Аусфальские ворота использовались как склад, позднее — как бомбоубежище расположенной рядом школы милиции, а еще позднее в них был расположен коллектор сточных вод.
В 1993 году на верхнем покрытии ворот, которое расположено вровень с уровнем проезжей части Гвардейского проспекта, была построена православная часовня Св. Георгия, посвященная советским солдатам, погибшим при штурме Кенигсберга.

Весной 2007 года Аусфальские и Железнодорожные ворота были переданы Калининградскому историко-художественному музею. Планируется реставрация ворот, и размещение в их помещениях музейных экспозиций. Вместе с памятником 1200 гвардейцам и Парком Победы, ворота должны стать частью военно-исторического комплекса.

Аусфальские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Аусфальские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Аусфальские ворота коллектор сточных вод
Аусфальские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Аусфальские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
православная часовня Св. Георгия Аусфальские ворота

городские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)

Штайндаммские ворота

Штайндаммские ворота (Steindammer thor), эти ворота располагались в районе нынешней площади Победы. Они были снесены в 1912 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.
Ворота имели два широких проезда для транспорта и два проезда для пешеходов. Справа и слева размещались по три казармы. Как и большинство городских ворот Кенигсберга, здание Штайндаммских ворот было построено в готическом стиле. Наличники арочных ворот имели стреловидную форму. Края крыши завершали зубья. По краям пешеходных порталов возвышались башенки. По центру ворот, в нише, размещалась статуя короля Фридриха Вильгейма 4.

Холлэндербаумские ворота

Холлэндербаумские ворота (Hollanderbaum thor) находились в районе перекрестка улицы Генерала Буткова (Ausfalltorstr) и набережной Маршала Баграмяна (Hollanderbaumstr), рядом с двухъярусным мостом через реку Преголю.

Ворота получили название по району, в котором они были расположены (Холлэндербаум, «голландское дерево»).городские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Ворота были снесены в начале 20 века, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

Трагхаймские ворота

Трагхаймские ворота располагались в районе улицы Горького (Waldburgstr). Ворота были снесены в 1910 году, после того, как оборонительные сооружения второго обвода устарели, утратили оборонную значимость и были проданы городу военным ведомством.

 

городские ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)Железнодорожные ворота

Железнодорожные ворота (нем. Eisenbahnhof Tor) были построены в 1866-1869 годах по проекту архитектора Людвига фон Астера.

Железнодорожные ворота имели два пролета (северный и южный), оформленных стрельчатыми арками. По бокам железнодорожных пролетов расположены казематы с амбразурами, а с внешней стороны — помещение для караула.

В начале 20 века, поверх ворот проложили улицу Дойчорденринг (нем. Deutschordenring, ныне Гвардейский проспект).

После Второй мировой войны движение по проходящей через ворота ветке прекратилось в связи со строительством новой. Старые пути были окончательно демонтированы лишь в 1990-х годах, теперь на их месте проложена пешеходная дорожка в парк Победы.

Железнодорожные ворота Кенигсберга (Калининград, Россия) Железнодорожные ворота Кенигсберга (Калининград, Россия)
Железнодорожные ворота Железнодорожные ворота

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *