Монастырь, храм, костел — интересное в Праге

Храм святого Николая в Старе Место

храм святого Николая в Старе Место (Прага, Чехия)

Церковь святого Николая в Старе Место (kostel svateho Mikuláše Staré Město).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město). Староместске площадь (Staroměstské náměstí) 5

Главный храм Чехословацкой гуситской церкви. Чехословацкая гуситская церковь (на чешском языке Církev československá husitská, CČSH или CČH) – христианская национальная церковь, отделившаяся от Католической церкви после 1-й мировой войны в бывшей Чехословакии. Она возводит свою традицию к реформаторам-гуситам и почитает Яна Гуса как своего идейного наставника. Территория деятельности церкви практически полностью ограничена территориями современных Чешской и Словацкой Республик.

Церковь освящена в часть святого Николая. Святитель Николай (Николай Угодник; Николай Чудотворец, на греческом языке Άγιος Νικόλαος – святой Николай; около 270 года, Ликия – около 345 года) — святой в православии и католицизме. Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. храм святого Николая в Старе Место (Прага, Чехия)

Первоначально на месте Никольского храма стоял романский костел на так называемом Курином рынке, и, согласно некоторым источникам, башня этого первого костела была построена уже в 1069 году.

Готический костел упоминается в 1273 году в рукописях Бржевновского монастыря. В 17 веке костел был перестроен в стиле ренессанса. В 1689 году случился пожар и церковь в то время принадлежавшая монашескому ордену бенедиктинцев сгорела. В начале 18 века ее снесли и построили в облике сегодняшнем – барочном.

Собор был построен в 1732–1737 годах по проекту придворного архитектора Килиана Игнаца Динценхофера (на немецком языке Dientzenhofer Kilian Ignaz). Статуи у входа в храм выполнены скульптором Антонином Брауном (Antonin Braun), фрески принадлежат кисти Петера Азама (Peter Azam).

Во времена правления Иосифа 2 Габсбурга (на немецком языке Joseph II, король Чехии 29.11.1780 — 20.02.1790) проходила широкомасштабная кампания по идеологической чистке религиозных учреждений. Не сумев обосновать своей целесообразности, храм был закрыт. Элементы внутреннего оформления были распроданы.

Пустое здание выкупил магистрат Праги. Во время наполеоновских войн, церкви отвели роль зернохранилища, после этого становится регистрационным архивом. В 1865 году ее переоборудовали в концертный зал. храм святого Николая в Старе Место (Прага, Чехия)

Только в 1871 году церковь возвращается к своему изначальному предназначению, и стала Русской православной церковью. Патриотически настроенные писатели и мыслители в то время считали Россию главной силой, которая может подарить свободу славянским народам Австро-Венгрии. Чехи в тот период активно переходили в православие, что приветствовали российские славянофилы и российское правительство. Граф Петр Аркадьевич Голенищев-Кутузов обратился к австрийским властям с просьбой продать храм России. К сожалению, ему отказали, разрешено было лишь взять здание в аренду, и договор был заключен на имя графа. Утварь, ризницу и книги прислал Священный Синод, а колокола были изготовлены на средства Московской городской думы. 4 (16) августа 1874 года Никольский собор был торжественно освящен. Однако в пользовании российских властей храм пробыл недолго. В 1874 году по приказу австрийского наместника он был закрыт. Чтобы восстановить богослужения, и то, с рядом ограничений – например, запрещалось проводить крестные ходы по Староместской площади, потребовались дипломатические демарши в Вене. храм святого Николая в Старе Место (Прага, Чехия)

С началом Первой мировой войны отношения официальной Вены к православному храму в центре Праги стало еще более категоричным. Усилилось давление на городские власти. В 1916 году Пражский магистрат вынужден был в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды. Никольский собор превратился в гарнизонный костел. Колокола конфисковали и переплавили, богатейшее убранство храма и церковную утварь свалили в подсобках.

В 1918 Чехословакия стала независимой, и здание передали в совместное пользование Гуситской церкви и православной общине.
Очень важную роль храм играл в жизни русских эмигрантов, которые после Октябрьской революции заполонили Прагу. Многие российские ученые тогда воспользовались объявленной правительством Масарика „Русской акцией”. Православные и гуситы молились поочередно, иконостас сделали складным и меняли перед службами.

Православные молебны в церкви святого Николая были вновь запрещены после окончания второй мировой войны. Советские власти не могли допустить существования „белоэмигрантского гнезда” в центре Праги. Получивший серьезные повреждения во время Пражского восстания, собор закрылся на ремонт.

В 1967-1969 годах был проведен капитальный ремонт храма, обновлен его интерьер, в том числе, на свое место вернулись фрески немецкого мастера Петера Азама, которые забелили после передачи костела в аренду православной церкви.

С 1997 года руководство гуситской церкви разрешило православной церкви проводить богослужения в храме по случаю великих праздников – Рождества и Пасхи, проводятся здесь и крестные ходы. храм святого Николая в Старе Место (Прага, Чехия)

Никольский собор знаменит и своим интерьером. Главное украшение собора – большая хрустальная люстра в форме императорской короны изготовленная на Гарраховской стекольной мануфактуре, и подаренная церкви русским царем Александром Второй. Узнав о намерении пражских властей передать православным Никольский собор, государь решил лично позаботиться о его достойном украшении. Правда, посетить Прагу и полюбоваться своим подарком Александр Второй так и не собрался. В 1881 году он был убит народовольцами.

PS. многие чешские источники утверждают, будто люстру подарил пражанам последний русский царь Николай Второй. В это сложно поверить. Хотя бы потому, что когда люстра украсила интерьер собора, будущему царю исполнилось всего несколько месяцев от роду. К разряду фантастики можно отнести и расхожее мнение, что люстра якобы повторяет своими формами корону Российской империи. Легко удостовериться, что настоящая корона выглядит иначе. 

Храм святого Николая в Старе Место знаменит старинным органом, на котором играл сам Моцарт, когда жил в Праге. Драгоценными украшениями храма считаются фрески Яна Лукаса Кракера, живописные работы Карла Шкреты и скульптурные украшения Игнаца Платцера.
Дополняет интерьер витражи с изображениями святого Вацлава и святого Николая, а также строителя собора Килиана Игнаца Динтцехофера.

Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном

Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном (Прага, Чехия)

Храм Девы Марии перед Тыном (kostel Panny Marie před Týnem).
Чехия, Прага (Praha). район Прага 1 – Старе Место (Praha 1 – Staré Město).
Староместске площадь (Staroměstské náměstí).

Над Староместской площадью возвышаются башни храма Девы Марии перед Тыном (Тынский храм, Týnský chrám, Kostel Matky Boží před Týnem).Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном (Прага, Чехия)
На этом месте уже в 11 веке стоял небольшой романский костел. Это был костел, при котором находилась больница для иностранных купцов, приезжающих в Унгельт (Ungelt, также называемый Тынский двор или огражденная территория, на которой когда-то могли ночевать купцы, приехавшие торговать со всего света). Во второй половине 13 века вместо него была поставлена раннеготическая постройка, примерно на две трети меньше, чем сегодняшний храм.Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном (Прага, Чехия)

Современный храм начали строить в 1385 году во времена Карла Четвертого под руководством архитекторов Матиаша Арраса (Matyáše z Arrasu) и Петра Парлера (Petr Parléř). Строительство с перерывами продолжалось более 120 лет и а завершилось только в 1511 году.
В начале 15 века Тынский храм стал не только духовным центром Старого Города, но также и главным гуситским костелом Праги.

Архитектурно храм – трехнефная базилика с башнями у западного фасада и тремя хорами, завершающими нефы на востоке. Стиль Тынского храма неоднозначен. Здесь присутствуют элементы ренессанса, готики и раннего барокко. Украшением храма являются башни украшенные четырьмя небольшими пинаклями. Они не симметричны.Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном (Прага, Чехия)Это характерно для готической архитектуры того времени и является представлением мужской и женской сторон мира. Одна башня фактически немного более основательна, и сказано, что она представляет более сильную сторону семьи, мужчину. Южная башня построена в 1511 году. Высота башен составляла 80 метров. Северная называется Ева, Южная (приблизительно на 1 метр выше) Адам. Между башнями расположен мощный позднеготический фронтон (1463 год).

В 1621 году Тынский храм перешел иезуитам.
В 1679 году в здание ударила молния, разгорелся пожар и храм получил множественные повреждения, потребовавшие серьезной реконструкции.Тынский храм или Храм Девы Марии перед Тыном (Прага, Чехия) Во время восстановления храма был понижен главный неф, а свод был сделан в стиле раннего барокко. Высота башен была понижена до 70 метров.
Сейчас высота храма (башен) составляет 70 метров, длина здания 52 метра, ширина 28 метров. Высота среднего нефа 44 метров, а боковых нефов 24 метра.

Интерьер Тынского храма – один из самых богатых в Праге. Главная картина алтаря – работа Карела Шкреты (Karel Škréta, полное имя Karel Škréta Šotnovský ze Závořic – Карел Шкрета Шотновскы из Заворжич), самого известного живописца своих времен. Картина алтаря представляет Вознесение к небесам Девы Марии. Картина является образцом раннебарочной порталовой архитектуры 1649 года. Всего в храме 19 алтарей, изготовленные различными известными мастерами тех лет. Известнейшая статуя Мадонны с младенцем 1420 года, называемая Тынская Мадонна на троне, расположена в алтаре правого бокового нефа. Орган Тынского храма – самый старый из имеющихся в Праге, его создал в 1673 году немецкий мастер Ганс Генрих Мундт (Hans Heinrich Mundt). Другие древние предметы – старинная оловянная купель (1414 год), украшенная рельефами апостолов, и кафедра из камня, выполненная в готическом стиле (15 век). В храме находится около 60 надгробий.

 

Лоретанский монастырь

Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия)

Лоретанский монастырь (Klášter Loreta).
Чехия, Прага (Praha) 1 – район Градчаны (Hradčany). Лоретанске площадь (Loretánské námĕstí) 7.

Лоретанский монастырь или Лорета находится в районе Градчаны (Hradčany), на Лоретанске площади (Loretánské námĕstí).
Название „Лорета” (Pražská Loreta) применяется ко всему комплексу римско-католического Лоретанского монастыря (Klášter Loreta), частью которого является костел Рождества Христова (Kostel Narození Páně), здания монастыря, часовня Святой Анны (Kaple svaté Anny), часовня святого Франциска Ассизского (Kaple svatého Františka Serafinského), часовня святого Антония Падуанского (Kaple svatého Antonína Paduánského), часовня Святого Йозефа (Иосифа, Kaple svatého Josefa), часовня Святого креста (Kaple svatého Kříže), часовня Скорбящей Богоматери (Kaple Panny Marie Bolestné), Святая хижина Девы Марии Лоретанской (Santa Casa) и Лоретанская сокровищница (Loretánský poklad).Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия)

Лореты – это священные хижины, которые являются копиями дома матери Иисуса, изначально находившегося в Назарете. До рождения Христа в нем жила Мария, сюда вернулось из Египта Святое семейство, сюда возвращался Спаситель для отдыха от своих странствий. Примерно в 1291 году паломники разобрали домик и он был вывезен на корабле и попал в Лорето в Италии.
Но согласно легенде: в день, когда сарацины в 13 веке осаждали Палестину, ангелы перенесли дом Девы Марии, находившийся изначально в Назарете, в итальянский город Лорета. Пролетая над Европой, ангелы периодически отдыхали, и в тех местах оставались частички хижины, из которых „вырастали” памятные Лореты.

После битвы при Белой Горе, когда Чехию начали обращать в католичество, такие хижины, стали ставить по всей Чехии. Всего их было построено больше пятидесяти. Главная в стране Святая хижина, или Лорета, находится во дворе монастыря.Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия)

История пражского Лоретанского монастыряотносится к началу 17 века.
В 1626 году благочестивая дама Катержина из рода Лобковицев (Kateřina Benigna z Lobkovic) пожелала создать в Праге копию Святой хижины Девы Марии (Santa Casa) в итальянском городе Лорето. Моделью послужила святая хижина в Микулове, построенная кардиналом Дитрихштейном (Diettrichstein), которой восхищалась во время визита графиня. На строительство пражской Лореты она пожертвовала участки земли, принадлежавшие семье Лобковиц, духовное управление будущей святыней она поручила капуцинам, а для строительства пригласила из Вены архитектора Джованни Баттисто Орси (Giovanni Battistо Orsi). После его смерти строительство продолжил Андреа Аллио (Andrea Allio).

Строительство началось в 1626 году, а в 1631 году она была освящена кардиналом Гаррахом (Harrach). Это было простое кирпичное строение. Считается, что при строительстве хижины было использовано несколько кирпичей и балок, привезенных из хижины в итальянском Лорето. В 1661 году Святая хижина была обнесена украшенной фресками крытой аркадой.

В 1730-е годы под руководством архитекторов Криштофа (Kryštof Dientzenhofer) и его сына Килиана Игнаца Динценхофера Святая хижина была украшена итальянскими мастерами в технике стукко, с изображением ветхозаветных пророков и христианских святых.

Внутри Святой хижины находится серебряный алтарь и деревянная статуя Девы Марии вырезанная из липы в 17 веке. Ее высота 1.1 метр. Под зданием расположена усыпальница семьи Лобковиц.

По обеим сторонам входа в хижину установлены два фонтана, символизирующие Воскресение и Вознесение: один из них украшен скульптурой „Воскресение Христа” (1740), а другой – „Успение Богоматери” (1739, сейчас копия, оригинал хранится в Лапидарии Национального музея). Автором фонтанов является Михал Ян Брюдерле (Michal Jan Brüderle). После его смерти работу закончил Рихард Прахнер (Richard Prachner).Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия)

Вокруг Святой хижины в начале 17 века начал возводиться монастырский комплекс.

Рядом с хижиной была заложена часовня святой Анны (Kaple svaté Anny), которую освятили 25 марта 1631 года. Мелодичный перезвон с часовой башни часовни впервые раздался 15 августа 1695 года. Колокольная композиция была составлена в 1694 году часовщиком Петером Нойманном из тридцати колоколов и колокольчиков. Святыня стала центром паломничества, что обусловило расширение комплекса строений.

В 1717 году, посредине восточного крыла обходной аркадной галереи, начинается строительство костела Рождества Христова (Kostel Narození Páně). Строительство проходило под руководством архитектора Килиана Игнаца Динценхофера (на немецком языке Dientzenhofer Kilian Ignaz), а завершил в 1735 году Г. Айхбауэр. Его нетрадиционный фасад напоминает барочный дворец, украшенный посередине высокой изящной башней. В барочной башне размещены 27 колоколов, отлитых в 1691-1694 годах в Амстердаме мастером Фроммом. Это дар пражского торговца мануфактурой, чья дочь исцелилась от чумы благодаря молитвам Деве Марии Лоретанской. На установленных на башне часах каждый час звучит церковный гимн „Тысячекратно славим Тебя” посвященный Деве Марии.Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия)

Фасад Лореты украшают фигуры евангелистов, святой Анны и Девы Марии. Расположенный над входом в Лорету балкон украшен статуями Святого Йозефа (Иосифа) и Святого Иоанна Крестителя. Внутреннее убранство костела считается одним из самых роскошных – здесь находятся замечательные алтари эпохи Ренессанса, своды, расписанные великолепными фресками и большое количество скульптурных украшений. В костеле хранятся мощи священномученика Феликиссима (Felicissimus) и святой мученицы Маркии (Marcia) в роскошных нарядах; лица скелетов прикрыты посмертными масками из воска.

В комплекс монастыря входит капелла Девы Марии Скорбящей(Panny Marie Bolestné), в которой на главном алтаре находится старейший скульптурный ансамбль всего комплекса – готическая Пьета первой половины 15 века. На боковом алтаре распятье святой Вильгефортис (Svatá Starosta), с усами и бородой, легенда гласит, что она вымолила усы и бороду, чтоб не понравится языческому жениху, за которого ее хотел выдать замуж отец. К этой фреске в Лоретанском монастыре часто приезжают молодые девушки и просят Старицу помочь им удачно выйти замуж.

В западном крыле монастыря находится Лотеранская сокровищница, где хранятся предметы культурного наследия, которые обладают неоспоримой ценностью. Это дароносицы, литургические предметы 16-18 веков.

Одним из удивительнейших произведений искусства является дароносица „Пражское солнце”. Это работа ювелиров Иоганна Кунихбауэра и Матиаса Штегнера, выполненная из серебра и золота, и украшенная 6222 бриллиантами. А самой древней святыне в Лоретанской сокровищнице, серебряному позолоченному потиру, выполненному в готическом стиле, и на котором нанесены изображения покровителей Праги, около 500 лет.

Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия) Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия) Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия)
центральный фасад костела башня костела Рождества Христова Лорета (Pražská Loreta)
Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия) Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия) Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия)
скульптура святого скульптурная группа ангел
Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия) Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия) Лоретанский монастырь (Лорета, Прага, Чехия)
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий