Архитектура Каунаса

ратуша (Каунас, Литва)

Каунасская ратуша

ратуша (Каунас, Литва)Каунасская ратуша (Kauno rotuše).
Литва. Каунасский уезд (Kauno apskritis).

Каунас. Ратушная площадь (Rotušes aikste) 15.

Как и полагалось в средние века, каждый город имел Ратушу. В средние века Ратуша была центром Каунаса, на площади работал главный рынок. Строительство Каунасской ратуши началось в 1542 году. Сначала это было одноэтажное здание с неоштукатуренными кирпичными фасадами, подвалы которого были перекрыты кирпичными сводами. И фасад, и интерьер здания были готическими. Дверные и оконные проемы имели фигурную обводку из глиняных кирпичей. ратуша (Каунас, Литва)
Во второй половине 16 века был достроен второй этаж, а с восточной стороны – восьмиэтажная башня высотой 49 метров. На первом этаже были торговые помещения, и размещалась тюремная стража, на втором этаже находились суд, магистрат, казна, архив, канцелярия. Подвалы ратуши в Каунасе использовались для хранения товаров, а двухэтажные подвалы башни были отведены под тюрьму. 

В 1638 году начинается первая крупная реконструкция Ратуши в стиле Ренессанс.

В 1771 –1775 годах архитектор Й. Матекерис осуществил вторую значительную реконструкцию: заново отстроил часть здания, снесенную в 17 веке, заново провел перепланировку помещений, пристроил верхний этаж башни (высота башни стала 53 метра), декору фасадов придал современный вид – стиль позднего барокко с влиянием классицизма. Прежнему ренессансному фронтону архитектор придал черты барокко и установил на нем скульптуры Великих князей Литовских (которые к 19 веке обветшали). ратуша (Каунас, Литва)

В более поздние времена в Ратуше находились различные учреждения, и каждый переделывал здание для своих нужд. В 1824 году в здании Ратуши в Каунасе была православная церковь. Позднее – пороховой склад.
В 1836 году Ратуша пережила третью реконструкцию. Архитектор К. Подчашинский устроил здесь походную царскую резиденцию.

С 1862 года до 1869 года в здании Ратуши размещались: Каунасский городской клуб, русский клуб, пожарная станция, русский театр.

С 1869 года в здании Ратуши обосновалось Каунасское городское самоуправление, которое в 1944 году сменил архив, в 1951 году – факультет Каунасского политехнического института. В 1973 году на первом и втором этажах Каунасской ратуши начал работать Дворец бракосочетаний, а в подвалах – Музей керамики. В том же году здание было окрашено герметичной краской, которая нанесла его состоянию сильный ущерб.

В 2005 году прошла еще одна реконструкция ратуши: был отремонтирован фасад здания, снята старая краска. После окончания работ Ратуша была окрашена не белой краской, а краской цвета слоновой кости. После последней реконструкции 21 декабря 2005 года открыла свои двери Каунасская ратуша, которую называют «белым лебедем». 

В настоящее время в Ратуше проходят не только церемонии бракосочетаний, но и торжественные приемы, процедуры подписания договоров, официальные городские мероприятия.

мост князя Витаутаса Великого (Каунас, Литва)

Мост князя Витаутаса Великого

Литва. Каунасский уезд (Kauno apskritis).
Каунас. Через реку Нямунас (Nemunas, Неман).

Для переправы через Неман в средние века использовали лодки и плоты. Первый деревянный мост через Неман был построен в 1812 году. По нему переправлялись бежавшие из России солдаты армии Наполеона.

Постоянного моста из Каунаса в район Алексотас не было до 1914 года. Каунас в то время принадлежал России, а Алексотас и Ужнемуне – Польскому королевству. В шутку мост Алексотас называли самым длинным в мире: в Каунасской губернии был православный календарь, а в Алексотасе – католический, поэтому путешествие по нему длилось целых 13 дней (на столько дней календарь по старому стилю отставал от календаря по новому).

мост князя Витаутаса Великого (Каунас, Литва)
мост через Неман в 1875 году

В начале первой мировой войны (1914) русские войска построили деревянный мост. Его длина была 245 метров, ширина 2.3 метра. Он был разрушен отступающими войсками. В 1915 году (17 августа) немцы рядом построили понтонный мост. Позднее его использовали и поляки. Этот мост раздвигался на три части. Мост действовал только в летнее время. В остальное время переправлялись на пароме, зимой – по льду.

В середине 30-х годов ХХ века встал вопрос о строительстве постоянного моста. В 1927 году был объявлен конкурс, на который поступило 10 проектов.
После долгих обсуждений, было решено строить мост рядом с церковью Витаутаса. Этот мост был спроектирован и построен датским инженером Кнудом Hejgordo (Кнуд Højgaard) из компании Højgaard & Schultz / S в Копенгагене.
Длина моста 252.64 метра и 12.60 метра ширина (8 метров проезжая часть и две пешеходные по 1.55 метра). В то время у железного арочного моста было четыре внутренних опоры и 20-метровая центральная часть, поворачиваемая электродвигателями.

Новый мост был открыт 11 января 1930 года и получил имя Витаутаса (Витовта) Великого. В тоже время был разобран мост, построенный в 1915 году.

мост князя Витаутаса Великого (Каунас, Литва)
мост через Неман в 1930 году

30 сентября 1940 года мост был переименован в мост Алексотас (Aleksoto tiltas), так соединял старый город с районом Алексотас.

В начале второй мировой войны, по приказу генерала 8-ой армии Ивана Шлемина, 24 июня 1941 года мост был заминирован, а 26 июня — взорван.

Во время немецкой оккупации был построен временный понтонный мост, им пользовались весь период оккупации.
После окончания войны, был построен временный деревянный мост. После того как его снесло наводнением, немцы военнопленные на сохранившихся опорах построили теперешний мост Алексотас длиной 256 метров (архитектор Леви Казаринскис). Мост был открыт в 1948 году. На мосту была подъемная часть, но она плохо функционировала и её не использовали.

Новый мост князя Витаутаса Великого был украшен ажурными чугунными перилами с использованием сталинской символикой – звезды и цветочные мотивы. На гранитных пилонах были помещены барельефы с изображением герба Литовской ССР.

Алексотас мост уже давно был единственным связующим звеном между Старым городом и левом берегу Немана. В конце 20 века состояние моста стала чрезвычайном, и его было необходимо срочно обновлять.
8 февраля 2005 года мост был закрыт на капитальный ремонт. Проводились работы по очистке моста от старой краски, замена многих металлических деталей на более легкие. Было изменено освещение моста и проведены многие другие работы. Мост вновь был открыт 30 сентября 2005 года. Во время работ были частично изъяты детали с советской символикой, но гербы на пилонах были сохранены и впоследствии закрыты тканью.

25 мая 2008 года мосту вернули его первоначальное название – мост князя Витаутаса Великого. Идут работы по снятию оставшейся советской символики.

мост князя Витаутаса Великого (Каунас, Литва) мост князя Витаутаса Великого (Каунас, Литва)
современный вид моста князя Витаутаса Великого современный вид моста князя Витаутаса Великого

дом Перкунаса (Каунас, Литва)

Дом Перкунаса

Литва. Каунасский уезд (Kauno apskritis).
Каунас. улица Алексотас (Aleksoto gatve) 6.

Здание было построено ганзенскими купцами в начале XVI века в готическом стиле. Здание украшено башенками, лесенками и другими декоративными элементами.

Так дом называют (домом Пекунаса) потому, что в 1818 году в одной из стен здания была обнаружена статуэтка языческого бога Перкунаса.

Перкунас (Perkunas) — этот бог в языческой мифологии литовцев. Перкунас считался властителем воздуха, богом грозы и дождя. Он являлся защитником купцов и мореходов. Сейчас здесь находится иезуитская гимназия.

дом Перкунаса (Каунас, Литва) дом Перкунаса (Каунас, Литва) дом Перкунаса (Каунас, Литва)
дом Перкунаса 1875 год дом Перкунаса 2007 год дом Перкунаса 2007 год

 

Фуникулер горы Алексотас

фуникулер горы Алексотас (Каунас, Литва) фуникулер горы Алексотас (Каунас, Литва)

фуникулер горы Алексотас (Aleksoto funikulierius). Литва. Каунасский уезд (Kauno apskritis). Каунас. На склоне холма Алексотас, в районе моста Витаутаса Великого.

В Каунасе работают два фуникулера — фуникулер на склоне холма Жалякальнис и на склоне холма Алексотас.
Фуникулер холма Алексотас был открыт в августе 1931 года. Ширина колеи 1 000 мм. Длина подъема 142 метра. Уклон склона 20.5 градусов. Электротяга. Грузоподъемность 20 человек. Все оборудование фуникулера (рельсы, вагончики с деревянными сидениями, станции) оригинальное с небольшими изменениями, проведенными во время реставрационных работ.

фуникулер горы Алексотас (Каунас, Литва) фуникулер горы Алексотас (Каунас, Литва)
фуникулер горы Алексотас 1950 год фуникулер горы Алексотас 2007 год
фуникулер горы Алексотас (Каунас, Литва) фуникулер горы Алексотас (Каунас, Литва)
фуникулер горы Алексотас 2007 год фуникулер горы Алексотас 2007 год
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...
Добавить комментарий